Кто такой монополист

изображение Кто такой монополист

Виды монополии и причины  ее возникновения

Значение данного термина не теряет актуальность в наше время, когда в СМИ все чаще можно слышать о возникновении различных монополий. Само понятие в переводе с древнегреческого обозначает самостоятельную продажу (один продаю).

В современном смысле слова под монополией подразумевают предприятие, которое контролирует производственные процессы и обеспечивает рынок одним или несколькими продуктами. Подобная структура отличается тем, что она не имеет аналогов на рынке, поэтому не должна бороться с конкурентами.

Достичь монополии можно различными способами. В первую очередь это начало выпуска продукта, которого просто нет на рынке страны. Благодаря возможности получить патент, монополист может избавиться даже от самой возможности появления конкурентов в будущем.

Стоит заметить, что появление первых монополистов, то есть владельцев монополии, было связано с государственной деятельностью. К примеру, правительство могло сделать монополистом конкретную компанию, которая предложит самые выгодные для государства условий и сможет обеспечить эффективное производство или добычу сырья в необходимом объеме.

Среди монополистов нового времени можно отметить Ост-индскую компанию, которая имела исключительное право на ввоз и продажу товаров, привезенных из Индии, а также такие корпорации, как Газпром.

Причины возникновения монополий

Факторы, которые приводят к появлению новых монополистов, могут быть самыми разными. В первую очередь это связано с желанием получения максимальной прибыли. Ведь монополисту нет необходимости корректировать цену в соответствии с предложением конкурентов, которых у него просто нет.

По этой причине прибыль всегда будет весьма высокой вплоть до момента, пока потребителю не предложат альтернативное решение. Постоянные издержки также могут приводить к появлению монополий.

В данном случае речь идет о том, чтобы объединить усилия нескольких компаний, создающих единую корпорацию. Ее возможности по насыщению рынка и регулированию цены на товар будут недосягаемыми для обычных фирм, что и позволит избавиться от мелких игроков.

Также монополии часто возникают в странах, где перед новыми компаниями стоят вполне реальные бюрократические препятствия:

  • частые проверки;
  • сертификация;
  • лицензирование.

Монополию могут создавать и менее очевидные причины, например, экономическая политика государства. В таком случае речь идет о стремлении обеспечить защиту для рынка, чтобы он не сталкивался с высокой конкуренцией в лице иностранных фирм. В таком случае для монополистов создают дополнительные условия, включая введение дополнительных пошлин либо ограничение на ввоз товаров.

Виды монополий

Монополистом может стать человек, который привел к подобному состоянию свою компанию естественным образом. К подобным монополиям можно отнести коммуникационные системы, а также железную дорогу и ряд других структур. Такой монополии присуща единая сбытовая организация.

Естественные монополии появляются на рынке как следствие необходимости удовлетворить потребности пользователей в кратчайшие сроки, что можно сделать без реальной конкуренции на рынке. Стоит заметить, что естественная монополия часто не является единственным представителем на рынке, но остается таковой в силу определенных факторов.

Например, рынок пассажирских перевозок представлен железной дорогой, авиасообщением или автотранспортом, но каждый конкретный тип перевозчика может быть монополистом на рынке перевозок.

Государственная монополия отличается тем, что создается под влиянием определенной протекции со стороны действующей власти. Такой тип монополии постоянно контролируется со стороны государственных структур, которые определяют границы рынка, возможности монополиста и другие параметры.

В то же время возможности контролирующих органов также четко указываются при создании подобного монополиста. Открытая монополия представляет собой временную ситуацию, которая появляется по причине возникновения нового технологического процесса.

В этот период другие участники рынка еще не успели приспособиться к новым реалиям, поэтому у самого оперативного игрока появляется возможность использовать конкурентное преимущество, которое со временем появится и у остальных.

Чистой монополией называют ситуацию, когда рынок имеет только одного поставщика, обеспечивающего потребителей товарами или услугами. Конгломерат также является монополией, в которую входят некоторые отраслевые субъекты, интегрированные в единую структуру. Таких компаний сегодня предостаточно в каждом государстве.