Интериоризация – что это?

Картинка Интериоризация – что это

Что значит интериоризация?

Под интериоризацией в самом общем виде понимается способ перехода и обработки объекта одной реальности в другую. Особо полную степень разработанности этот термин приобрел в психологии, где под ней понимается складывания психических структур человека под влиянием внешней среды, прежде всего социальной.

Для интериоризации в этом случае важным оказывается величина багажа жизненного опыта тех субъектов образовательной деятельности, что обеспечивают включенность этого сознания в образовательный процесс, степень гармоничности формирования психического аппарата и общего развития человека.

Каждое этап деятельности должен, прежде чем запечатлеться в сознании,быть проделан во внешней реальности. Благодаря этой способности, человек обретает способность внутренней речи, мышления, которое проводится в независимости от наличия окружающих.

Способность к интериоризации человеческая психика оказывается способной работать с образами объектов, их абстрактными формами, когда реальные объекты становятся недоступными для органов чувств. Сознание человека не находится в статичном состоянии, зафиксированном в настоящем мгновении, внутри него попеременно проходят и будущее и события прошлого, не скованные рамками времени и пространства.

Интериоризация в мире животных

На сегодня не установлено с точностью, обладают ли животные способностью к интериоризации. Скорее всего, им это не доступно, и они не выходят за границы конкретной ситуации.

Основным инструментом этого психического процесса является речь, а способом перехода от одного события к другому – какое-то высказывание, осуществляемое категориями языка. В виде словоформы выделяются и обособляются различные отличительные признаки рассматриваемого объекта, различные методы оперирования с имеющейся информацией.

Для человека становится проблемой исключительной важности овладением методами правильного употребления категорий речи, которые содержат и предикаты объектов и методы их мысленной обработки. С помощью языка, человек воспринимает совокупный опыт сотен поколений людей, живших до него, даже тех, что были географически удалены от места его текущего жительства тысячами километров.

Интериоризация в социальных науках

В социальных науках, термин этот термин был впервые использован рядом французских и немецких социологов, таких как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и т.д. В их работах интериоризация преподносилась как существенная часть процессов социализации, выражающая перенесение главных понятий единичного сознания из области социального опыта и групповых представлений.

Психология позаимствовала это понятие несколько позднее, и произошло это в работах выдающихся представителей французской психологической школы, наиболее известны которых Жан Пиаже, Анри Валлон и др.

В процессе последовательного искажения и фальсификации ряда работ, использование и внедрение этого термина в психологическую науку позднее было приписано также отечественному психологу Льву Выготскому его самопровозглашенными учениками и последователями в Советском Союзе.

С точки зрения Выготского, на основании его предельно редукционистской теории «инструментальной психологии», которая так и осталась незавершенным проектом, любая высшая психическая функция человека изначально должна складываться как продукт внешней среды, какой-либо формы коммуникации людей, конкретная форма практической трудовой деятельности, лишь после чего, пройдя через интериоризацию и прочие «фильтры» восприятия, интегрируется в психическую жизнь и становится ее неотъемлемым компонентом.

Взгляды Выготского были подхвачены и в дальнейшем расширены советским педагогом и психологом П.Я. Гальпериным. В его работах, интериоризация стала важной частью теории «планомерно-поэтапного формирования навыков учебной деятельности».

Взаимосвязь общения и интериоризации

Психологами, с момента взятия на вооружение этого понятия и дальнейшего изучения самого явления, отмечалась его взаимосвязь с процессом человеческой коммуникации. В случае поэтапного формирования знаний, умений и навыков в границах общения того, кто занимается формированием и у кого это формируют, интериоризация присутствует на всех ступенях процесса и играет ведущую роль этом процессе.

Процесс формирования умственных навыков – это практическая деятельность именно того человека, у которого формируются эти способности, а человек, выступающий как агент воздействия внешней языковой среды есть внешний элемент деятельности.

По мнению Выготского, возникновение человеческой личности не было бы возможно без процессов интериоризации и возможности целенаправленного оформления социо-психических структур в результате общения.