Что такое шпринг на судне?

Фотография Что такое шпринг на судне?

Шпринг представляет собой специальный трос, основное предназначение которого заключается в удержании корабля (или судна) в определенном положении. Он заводится в скобу станового якоря или же присоединяется к якорю-цепи, другим конце цепляясь за корму.

Особенности использования шпринга

В парусном флоте шпринг заводился по причине того, что он позволял наиболее эффективно использовать бортовую артиллерию в то время, когда корабль был пришвартован. В связи с развитием военного дела данный способ использования троса стал не актуальным.

Шпрингом также называется швартов, который подается с носа судна и закладывается в районе кормы (или же в обратном направлении). Его основное предназначение – удержание корабля в заданном положении для того чтобы им можно было эффективно пользоваться во время якорной стоянки.

Термин «шпринг» появился от нидерландского слова «spring», что в переводе на русский означает «пружина». Это обусловлено тем, что данный трос постоянно колеблется, вследствие чего «поглощает» движения корабля. Другие использующиеся на судне средства не могут в достаточной мере справиться с таким заданием.

Таким образом, шпринг используется вследствие того, что он позволяет эффективно фиксировать корабль под определенным углом.

Методика постановки судна на шпринг

Практика постановки судна на шпринг осуществляется преимущественно на открытых рейдах. Этот метод используется при необходимости проведения определенных грузовых операций, требующих максимальной неподвижности.

Корабль, который таким образом зафиксирован возле причала, меньше подвергается рысканию. К тому же он может защищать от ветрового воздействия те плавательные средства, которые находятся с той стороны, что является подветренной.

Для того чтобы поставить судно на шпринг, необходимо использовать сильный канат из стали. Его необходимо обнести через клюз кормы. Этот процесс осуществления снаружи борта. После этого следует закрепить данный трос к звену цепи. При этом коренной участок каната нужно разместить на кнехты кормы.

Вооружается шпринг только при выпущенном якоре. Для этого канат подбирать такой длины, чтобы он не смог подорвать последний. После этого происходит вооружение шпринга, вслед за чему его заново необходимо травить.

Особенность судна на шпринге

Отличительной особенностью судна на шпринге является то, что оно обладает существенной силой, действующей против ветровых порывов и течения. Это повышает усилие по горизонтали, которое прилагается к якорю. Его показатели значительно больше, чем при стандартной остановке.

Если судно будет зафиксировано одним якорем, после чего его настигнет штормовой ветер, вследствие существенного роста килевой качки и рыскания начнется увеличение нагрузок. Это касается не только якоря, но и цепи. В таких случаях рекомендуется отдать дополнительный якорь. Это необходимо делать вследствие того, что вытравленной цепи может быть мало, чтобы самостоятельно препятствовать дрейфу.

Существует два популярных метода, которые позволяют уменьшить рыскание. Они заключаются в следующем:

  1. При средней степени рыскании необходимо отдать второй якорь, держа его на коротком тросе. Сопротивление, которое будет он создавать вследствие зацепа дна, поможет уменьшить отклонение поворота судна.
  2. Когда нос судна достигает наиболее значительного отклонения, нужно отдать второй якорь. После этого нужно травить оба каната и стоять в зафиксированном положении. Иногда намного более эффективно отдать оба якоря с разносом под углом от 20 до 30 градусов.

Таким образом, постановка судна на шпринг осуществляется выше описанным методом.

Съемка со шпринга

Не менее важным, чем постановка на шпринг, является процесс снятия с него. Его нужно осуществлять в правильной последовательности для того чтобы предотвратить возникновение чрезмерных усилий.

Алгоритм действий съемки со шпринга следующий:

  1. Первоначально травится шпринг на определенную длину. При ней корабль обретает возможность выйти на цепь станового якоря.
  2. После выбирается якорная цепь, параллельно с которой подбирается слабина шпринга.
  3. Как только зона крепежа шпринга станет видна над водой, останавливается шпиль.
  4. После отдается шпринг и быстро выбирается на корму. До этого момента запускать двигатели запрещается, так как винты могут накрутить канат и застопориться.

При снятии со шпринга на двух якорях нужно первоначально осуществить работы со вспомогательным якорем. При этом нужно подтравливать цепь станового якоря, выбирая последний после этого.

Стоит обратить внимание на то, что, стоя на шпринге, судно может выдерживать довольно сильные ветра до 5-6 баллов. Именно поэтому такая постановка корабля в водах является довольно распространенной.